search Created with Sketch.

Журнал: одно «УХО» на двоих

26 сентября 2014
Журнал: одно «УХО» на двоих

Начать утро с завтрака с Сашей Андрусик и Евгением Шимальским – большая удача. Как будто посмотрел программу Би-би-си о современной музыке в компании хороших друзей: познавательно, душевно и слегка авантюрно. Мы познакомились год назад, но мне кажется, что я сто лет знаю о музыкальном агентстве «Ухо» и о том, что концерты, которые оно делает, нельзя пропускать. Хотя утонченная Саша, по образованию историк философии, и хипстерско-хемингуэевского типа Евгений, который учился на переводчика, но занимается IT-проектами, продвигают новую академическую музыку всего два года.

За это время они сделали 40 концертов, на которые приходят толпы людей, но при этом ни один из концертов себя не окупил. Сейчас в филармонию на концерты классической музыки публика идет неохотно, а современные композиторы с их атональными авангардными опусами и подавно записаны в маргиналы. Но если молодым людям, влюбленным в новую музыку, очень хочется слушать ее в Киеве живьем, невозможное становится возможным. Они нашли спонсоров и провели уже три фестиваля новой музыки в рамках «Книжного Арсенала» и «Гогольфеста», привезли в Киев Kronos Quartet, сделали премьеру современной украинской оперы.


Гедалия Тезартес (Франция)

«На «Книжном Арсенале» есть наша потенциальная аудитория, которая к новой музыке еще не пришла, но уже пришла к новой литературе, новому искусству, кино. Нам просто нужно заманить их в свои сети», – говорит Саша. «Игнорировать период новой музыки – это все равно что ходить по музею, где все современное искусство завешено брезентом. «О Марке Ротко я слышал, знаю, а о его напарнике Мортоне Фельдмане я ничего знать не хочу, потому что такого нет». Это ненамеренная близорукость, которую можно и хочется исправить», – говорит Шимальский.

Наверное, отчасти флер вокруг концертов «Уха» связан с тем, что любовь Саши и Евгения к новой классической музыке является историей их любви. Десять лет назад Евгений принес на первое свидание, точнее на утреннюю встречу в день рождения Саши, набор дисков, перевязанных ленточкой. Ей было 20, и она слушала джаз, он слушал авангардный джаз – к моменту заката CD-индустрии у него было 1300 дисков. Любовь Саши к новой музыке началась с Терри Райли из подарочного набора. «Мне кажется, часть обаяния Жени хранится в его музыкальной коробочке. А потом эта музыка нашла отклик во мне, я начала много слушать, и мы три года говорили о том, чтобы делать такие концерты». Первой ласточкой было комьюнити «Глазоухо» – нечто среднее между файлообменником и контентным ресурсом, а из него вышло агентство «Ухо».

Как личности с воображением, они мечтали быть кураторами фестивалей и проектов, а не логистами и менеджерами, но пока приходится совмещать. На подобных европейских фестивалях доминирует менеджерский подход, на фестивалях, организованных «Ухом», всегда есть тема – безумие, сновидения, литературный текст, – вокруг которой строится музыкальная программа. Именно этот нелинейный подход и живость процесса интересуют европейских музыкантов.

Известный французский пианист Николя Горват нашел их сам и написал: «У вас такой фантастический фестиваль, я хочу приехать». В прошлом году в Киеве гостила сильная шведская скрипачка Анна Линдаль, жена украинского фотографа Михаила Педана. Она 20 лет была первой скрипкой Стокгольмской филармонии. Анна увидела программу и сказала: «Я тоже хочу сыграть». Для итальянского цимбалиста, дирижера, хормейстера, руководителя ансамбля La Dolce Maniera Луиджи Гаджеро выступление в «Арсенале» стало таким приятным потрясением, что он пригласил Андрусик и Шимальского на неделю к себе в Геную и организовал им путешествие в Лигурию.

Летом агентство «Ухо» планировало сделать фестиваль вокальной музыки «Архитектура голоса». «Мы очень любим эту музыку, а в Украине существует сильная вокальная школа, – рассказывает Саша. – Конечно, мы мечтали о том, что в фестивале обязательно должна участвовать Мередит Монк, например. Не все вышло, но в итоге удалось собрать очень хорошую программу, потому что после «Кроноса» все двери открылись и мы получили определенный кредит доверия». Но, подумав, они решили работать в формате музыкальных сезонов, чтобы успеть подготовить публику к уникальным выступлениям и не распылять аудиторию. «Архитектура голоса» стартует 28  сентября концертом Гедалии Тазартеса, а вообще проект рассчитан на 10 месяцев.

Сейчас Саша Андрусик и Евгений Шимальский пишут раздел о музыке в книгу о шестидесятниках, мечтают о создании оркестра новой музыки, а для души слушают музыку для тех, кто устал от музыки. «Это поющие девочки – так называемый наив, музыка на игрушечных инструментах, музыка аутсайдеров – худшие записи в истории музыки, которые настолько плохи, что становятся интересными». 

Одиннадцать концертов из цикла «Архитектура голоса» агентство «Ухо» планирует сделать на разных киевских локациях. Например, музыку Валентина Сильвестрова будут исполнять в здании УкрИНТЭИ («Тарелка» на Лыбидской), а ансамбль La Dolce Maniera споет в Доме архитектора. Площадки для выступлений Ars Nova Copenhagen, Бориса Филановского, певицы и актрисы Натальи Половинки, La Dolce Maniera, камерного хора «Киев» и других исполнителей  подбираются в настоящее время. 


 La Dolce Maniera (Италия / Франция)

Концерт культового французского музыканта Гедалии Тезартеса состоится 28 сентября, в "Мыстецком Арсенале", в 19.00.

музыканты · фестиваль ·

Еще в разделе Культура

Популярное