search Created with Sketch.

Журнал: молодые украинские певицы о новых альбомах, своем творчестве и стиле

21 марта 2014

На Ие (слева): топ и бюстье из трикотажа, Dior; платье из органзы, Sportmax; платок из кашемира, Max Mara. На Ольге Дибровой: топ и юбка из хлопка, платок из кашемира, все – Max Mara
На Ие (слева): топ и бюстье из трикотажа, Dior; платье из органзы, Sportmax; платок из кашемира, Max Mara. На Ольге Дибровой: топ и юбка из хлопка, платок из кашемира, все – Max Mara

ИЯ

Совершает традиционный для украинской поп-рок-музыки заход на родную территорию через Москву. Судя по реакции и российских, и наших хипстеров, все складывается в пользу выходящего весной дебютного альбома с рабочим названием «Секреты».

Альбом: «Секреты», 2014

Видео: «Костер», «Видела», «Секреты»

Я выбрала имидж конца 1990-х. Эти огромные ботинки на платформе, люминесцентные футболки...» Охотно верю, глядя на синюю челку, выбивающуюся из-под шапки. Мы шагаем по Ярославову Валу. По дороге – художественный магазин, где Ия явный завсегдатай. Только это не галерея, а магазин для творчества и рукоделия: невообразимый выбор красок, бумаги, пластичных масс, заготовок для картин и так далее.

«Вот сейчас и с музыкой так: изучаю редактор Ableton, неисчерпаемый источник возможностей. Это как многослойная палитра, в которую ты погружаешь свои идеи, а потом вынимаешь и выплескиваешь, – рассказывает Ия, водя меня между стеллажами. – И конечно, живые инструменты – их очень круто сочетать с электроникой. Вот из Индии я привезла ситар, а еще фисгармонию – я ее на концертах использую».

«А почему Ия?» – классический вопрос времен программы «Музыкальный ринг». «“Ия” – это фиалка на древнегреческом, старинное женское имя. К тому же самое короткое и без согласных, – она как будто цитирует «Википедию» и после небольшой паузы добавляет: – А еще это можно трактовать как «и я». Причастность».

Мы заходим в знаменитую кофейню на Ярославовом Валу. Пахнет кофе по-турецки и пирожками. «А училась я тут, недалеко, на Франко. Днем – в обычной школе, затем – в музыкалке, которая была через дорогу. У нас так все занимались». Потом был музыкальный институт Глиэра и диплом по классическому вокалу.

Год назад проект был замечен заслуживающим отдельной повести лейблом «Кружева». За год Ия обзавелась всем, чем положено: клипами, гастролями, менеджментом и вниманием прессы.

Первые треки в течение прошлого года испытывались в основном на интернет-аудитории, и более чем успешно: клипы набирали просмотры, порталы брали интервью, и к выходу дебютного альбома Ия уже имеет опыт в несколько десятков выступлений. «Костер», «Видела», «Роняю голову» – состоявшиеся хиты. Звонкоголосый и мелодичный поп с акцентом на культурную составляющую R’n’B и танцевальную британскую инди-музыку – пусть теперь по этому судят о музыкальной ситуации в Украине.

ОЛЬГА ДИБРОВА

Единственная девушка в группе Gorchitza поет, играет на клавишных, танцует и озаряет аудиторию ослепительной улыбкой. В этом году с участием второй в истории проекта вокалистки выходит третий студийный альбом группы.

Синглы: Music Is Everything, 2012; As Time Passes By, 2012; L.O.L. (Language Of Love), 2013

Видео: L.O.L., 2013

Хорошего вам дня и до завтра!» – с придыханием говорит Ольга в эфире, и через пять минут я уже слышу ее голос в машине, а не в приемнике. Мы направляемся в центр, на Рейтарскую, и ладного сложения блондинка тараторит о том, что из-за совмещения двух работ у нее хронический недосып. С сентября прошлого года Ольга Диброва в компании двух молодцев – Жени Галича из группы O.Torvald и Алексея Курбана – шутит и музицирует в «Утреннем Rock-шоу» на «Просто Ради.О» вдобавок к основному занятию – вокалу и экспрессии в группе Gorchitza.

«Ужасно спать хочу, вот прям говорить не могу», – сообщает Ольга, но если с такой скоростью она будет «не говорить» всю нашу прогулку, диктофон расплавится. Пока мы доезжаем от Татарки до Рейтарской, Ольга переходит из радиорежима в привычный.

«Вот лет через пять обязательно куплю себе проигрыватель, – мечтательно говорит она в магазине пластинок. Правда, на пластинки особого внимания не обращает и больше рассматривает музыкальные журналы. – А хотите попробовать лучший кофе в городе?»

Мы спускаемся к Пушкинской, где в скрытом от глаз прохожих заведении Yellow колдует над пуровером ее знакомец по радио Андрей Чуковский, сменивший микрофон на кофе. Диброва убегает в подвал, в магазин Sisters, – и возвращается как раз к моменту, когда мудреный напиток готов.

«Вообще по магазинам одежды я ходить не люблю», – заранее предупредила она меня. Я вынужден напомнить это певице, вернувшейся из магазина в приподнятом настроении. «Да, но я не люблю привычные масс-маркеты и штамповку. А здесь же все душевное, – поясняет Ольга. – Не так давно, пока готовился кофе, я у них приобрела уже ставшее любимым платье изумрудного цвета. А вообще, мне нравится выступать в пальто. На одной закрытой вечеринке в Москве я весь концерт так пропела – выступление прошло под лозунгом «С поезда на поезд». Петь в пальто – это совсем другое ощущение, совершенно потрясающее».

В 12 лет из небольшого городка в Херсонской области Диброва уехала в Одессу – учиться в специализированной музыкальной школе им. Столярского. «Я жила в интернате, и первое время родители вынуждены были подолгу объяснять знакомым, что это не интернат в привычном смысле этого слова – скорее музыкальная армия строгого режима». Затем был институт им. Р. М.?Глиэра, где Ольга обучалась на кафедре вокала.

Звонок от Алексея Малыша, лидера группы Gorchitza, на излете лета 2011 года застал начинающую певицу врасплох. «У нас все закрутилось не сразу, ребята полгода думали и не давали конкретного ответа. И все же я стала петь в группе, которую уже давно любила».

Концерт Gorchitza в апреле 2012 года памятен символической сменой вокалисток. Первое отделение пела прежняя певица, новая вокалистка начала второе отделение с соло на клавишах и припева песни Music Is Everything. А уж потом улыбнулась, качая в такт музыке афро-диско-прической, – начинался новый этап в жизни группы.

«Моим русскоязычным и сатиричным экспериментам нет места в проекте. Может, именно поэтому и появилась Ольха – мое сетевое альтер эго. Она немного печальная, но ко всему относится с иронией. Не исключаю, что это может вырасти во что-то отдельно живущее».

Пока что Ольха поет хулиганские песенки под укулеле в YouTube, а Ольга – песни главной украинской данс-группы на больших площадках.

SOPHIE VILLY

Продолжает то, чем жили Бесси Смит, Альберта Хантер, Дженис Джоплин, Патти Смит, Сюзан Вега и еще не одна тысяча женщин, певших светлую и грустную лирику на аккордный квадрат. Релиз второго альбома – Dress – назначен на март.

Альбомы: Mother Fish, 2012; Dress, 2014

Синглы: Position, 2012; Connected, 2013

Видео: Connected, 2013

Уроженка Тбилиси, живущая на два города – Киев и Лос-Анджелес, взяла себе и идею, и псевдоним гражданки мира: «Когда в плаще и шляпе я иду по аэропорту и у меня на тележке лежит кофр, нет, два кофра с гитарами, мне все улыбаются. Все. Потому что у музыки нет гражданства, нет национальности». В день, когда мы встретились с Софи за чашкой кофе, состоялась премьера клипа Connected, дебютного в стремительной карьере девушки-сонграйтера.

Начинала я в Тбилиси. У нас там есть такой туристический пешеходный райончик – улица Шардени. Мы стали выступать с моим другом: сегодня в одном кафе, завтра – в другом. Мы пели то, что нам нравится, – например, песни моей любимой группы Morcheeba. И у нас быстро появилась своя аудитория, которая перемещалась за нами от одной площадки к другой».

Со временем отточенный безупречный английский и пристрастие к мелодичной акустике привели Софи к написанию собственных песен, которые два года назад сложились в альбом Mother Fish, пелись на концертах, звучали по радио и обеспечили выступление на фестивале «Джаз Коктебель». «Выступали днем – вдвоем с гитаристом. Я не знала, с чего начать: люди ходят по песку туда-сюда. Запела Sometimes?I Feel?Like a Motherless?Child – и весь пляж сбежался».

Софи – сирена, ладно складывающая историю о том, как не было денег на музыку и вдруг друзья поверили и дали, как альбом выложила в Сеть бесплатно, как американский влиятельный радиодиджей взял в плей-лист ее Position. Как будто сама собой образовалась группа, в которой теперь не только она, но все важные – и барабанщик, и басист, и гитарист (кстати, по новым песням это заметно). Как встретилась в Штатах с продюсером, который работал с Ниной Симон, и он вызвался ей помогать. Как сама занимается выпуском второго альбома – Dress – и прописывает симфонический оркестр для одной из песен в Калифорнии. Как сама себе и лейбл, и композитор, и саунд-продюсер. Как сотни людей благодарят на концертах, пишут в «Фейсбук». Вроде как сказку слушаешь, а не историю про шоу-бизнес.

Я удивляюсь: разве так бывает? Софи осекается, что-то меркнет в ее взгляде, и я жалею, что вернул ее в хмурый Киев, в котором пока что она живет чаще, чем в своем мире. «Конечно, я же живой человек, не робот, у меня тоже не все просто. И я очень волнуюсь. И понимаю, что менеджментом надо заниматься. Вот сейчас мне бы хотелось, чтобы было концертов семь в месяц. На нынешнем этапе этого вполне достаточно».

А дней через пять после встречи Софи присылает на почту две новые песни – послушать, но больше никому ни-ни. Сильные песни. С упрямыми текстами, с уверенным и чутким голосом. Со сложным инструментарием и непростым смыслом. Они будут в одном из тех альбомов, которые очень нужны этой весне.

Парка из хлопка, Alexander Terekhov
Парка из хлопка, Alexander Terekhov

Фото: Dima Honcharov
Стиль: Olga Yanul
Прически: Theo Dekan
Макияж: Vitalia
Производство: Valentina Tarkovskaya
музыканты · музыкальные премьеры ·

Еще в разделе Культура

Популярное