search Created with Sketch.

Журнал: интервью с Сергеем Михальчуком

13 июля 2015

Застать хорошего оператора дома сложно. Поскольку Сергей Михальчук, снявший самые успешные украинские картины последних лет – «Поводырь» и «Параджанов», – один из лучших, сделать это практически невозможно. Я нахожу его в Минске. Там, пока в Украине к прокату готовится его картина – российско-украинский проект «Под электрическими облаками», снятый во времена, когда такие проекты еще были возможны, – Михальчук снимает новую ленту Валерия Тодоровского. С Тодоровским он делает третий совместный фильм: за первый – «Любовник» – в 2002 году молодой украинский оператор родом из Луцка получил главный приз на фестивале в Сан-Себастьяне.

На съемках фильма«Большой» ВалерияТодоровского, май 2015
На съемках фильма «Большой» Валерия Тодоровского, май 2015

О скромном и обаятельном Михальчуке так и хочется сказать с пафосом: он – гордость Украины. Ну правда, гордость, и никак иначе. Сегодня в архиве 42-летнего оператора – 15 фильмов. Ни одного проходного, ни одного от «случайного» режиссера. С Валерием Тодоровским Сергей снял культовые ленты «Любовник» и «Мой сводный брат Франкенштейн», с Олесем Саниным – «Мамай» и «Поводырь», с Еленой Фетисовой и Сержем Аведикяном – невероятно красивого «Параджанова». Почерк Михальчука безошибочно узнаешь в первые пять минут: образы сочные, но лаконичные, в хорошем смысле мужские и при этом чувственные.

В детстве Сергей хотел стать фотографом. «В семь лет я выпросил у родителей фотоаппарат – подарили на день рождения». До того как стать оператором в большом кино, Михальчук успел стать одним из самых востребованных в Украине фотографов. Было все – съемки рекламы, фотосессии для первого в стране глянца. «Сегодня кино – любимая профессия, фотография – для души», – раскладывает свою жизнь по полочкам спокойный, уверенный в себе оператор, от которого веет терпением. Быть выдержанным Михальчук научился на съемках. «Большое кино – «долгострой». Фильм снимают быстро, а вот выходит картина долго. Пока выйдет в прокат, ты успеваешь снять еще несколько».

«Поводырь», режиссер
Олесь Санин, 2014
«Поводырь», режиссер Олесь Санин, 2014

«Поводырь», режиссер
Олесь Санин, 2014
«Поводырь», режиссер Олесь Санин, 2014

«Параджанов», режис-серы Елена Фетисоваи Серж Аведикян, 2013
«Параджанов», режиссеры Елена Фетисова и Серж Аведикян, 2013

Так было с картиной Германа-младшего. «Под электрическими облаками» – почти пророческую ленту о том, как в 2017 году мир оказывается на грани войны, – создавали пять лет. Именно поэтому на картине работало два оператора: россиянин Евгений Привин и украинец Сергей Михальчук. «Кино далось мучительно больно», – рассказывал в интервью Герман-младший, снявший, по мнению многих критиков, свой лучший фильм. «Снимали действительно «больно», – подтверждает Михальчук. – И тема сложная, и подход у Алексея непростой. Все, что он делает, он делает скрупулезно, точно и честно. Просто, на шару, такие вещи не даются».

Фильм Германа-младшего покажут на Одесском кинофестивале – это будет украинская премьера ленты, которую сейчас нам особенно важно посмотреть. И не только для того, чтобы оценить визионерский дар Германа-младшего, в относительно спокойном 2010 году задумавшего картину о войне, но и для того, чтобы увидеть работу украинца Сергея Михальчука, которого мир признал профессионалом А-класса.

Год, когда снимали «Под электрическими облаками», у Михальчука выдался сложным. «Параллельно мы делали еще две картины – «Параджанова» и «Поводыря». Три фильма в год – это за пределами возможностей оператора. Я еле выжил». Напряжение – норма жизни для людей этой профессии. Михальчук вспоминает, как однажды он работал на съемочной площадке 50 часов подряд. В среднем же рабочий день звездного украинского оператора – 12 часов. Современное фильмопроизводство, говорит Михальчук, жесткая штука. «Все рассчитано по минутам, потому что время – деньги».

Сложностей мужчина с камерой не боится: Михальчук – оператор-экстремал. Под водой – снимал, с воздуха – снимал, на Северном полюсе – снимал, в Антарктиде с вершины ледника – снимал. Дело в том, что в свободное от кино время неугомонный романтик Михальчук не сидит дома, а отправляется в дальние страны. Там он отдыхает, а заодно собирает материал для своих фотовыставок. Михальчук объездил весь мир, побывал на всех шести континентах, в Индийском океане попал в шторм и чудом выжил, в Африке заболел малярией. «Я не воспринимаю путешествие как нечто невероятное. Это моя жизнь. Иначе не могу. В конце июля прилечу домой в Киев со съемок – и через пару дней улечу в Европу».

Романтизм Михальчука очень заметен в кино, которое он снимает. Вот, например, «Поводырь», о котором так много говорили осенью прошлого года, – пожалуй, один из самых тонких и красивых фильмов в истории независимой Украины. Картину снимали зимой, на натуре, путешествуя по Львовской и Ровенской области, Переяславу. Съемки были сложные – работать Сергею приходилось в холодных карьерах и в ледяной воде. Сложность компенсировала команда: Михальчук и режиссер ленты Олесь Санин дружат 35 лет. «Я его знаю как себя», – по-мужски сдержанно говорит Михальчук. «В «Поводыре» нет ни одного случайного, «средненького» кадра, – говорит Санин о своем операторе. – С визуальной точки зрения изображение идеально».

Михальчук располагает к себе. Я говорю с ним впервые, но ощущение, что мы с ним знакомы несколько лет. Мое впечатление от Сергея подтверждает Джамала. В 2011 году Михальчук снял ее бесшабашный клип Smile, тогда же они и подружились. Джамала признается, что из ее окружения Михальчук был первым, кто сказал, что ей стоит попробовать себя в кино. «Я тогда только посмеялась – о кино даже не мечтала». А потом случился «Поводырь». Такой тонкой и изысканной экспрессивную Джамалу мы еще не видели – такой она могла получиться только у Михальчука. «На съемках «Поводыря» без его поддержки я бы не справилась. Он вселял надежду в тот момент, когда казалось, что ничего не получается. Всегда подбадривал, говорил о моем «невероятном профиле», «выразительных глазах» – деталях, которые видны оператору».

«Любовник»,
режиссер Валерий
Тодоровский, 2002
«Любовник», режиссер Валерий Тодоровский, 2002
«Мой сводный брат
Франкенштейн»,
режиссер Валерий
Тодоровский, 2004
«Мой сводный брат Франкенштейн», режиссер Валерий Тодоровский, 2004
«Под электрическими
облаками», режиссер Алексей Герман-
младший, 2015
«Под электрическими облаками», режиссер Алексей Герман- младший, 2015

Михальчук – человек удивительно скромный. В ответ на комплименты усмехается, похвалы встречает добродушным молчанием. Награды в шкафу не расставляет, пыль с них не сдувает. «Приз за фильм Германа я пока так и не забрал. Первым делом самолеты, то есть работа», – смеется оператор, который в день вручения призов Берлинале был в Минске на съемках. Стараюсь вывести скромного Сергея на разговоры о «высоком», спрашиваю, ощущает ли он, что причастен к великому делу. «Хотите узнать, хочется ли мне сделать «плевок в вечность»? Мы так грубо шутим иногда с операторами, когда заходят разговоры о «высоком», – говорит Михальчук. – Иногда я задумываюсь о том, что делаю что-то важное. Когда кино хорошее получается, например. Но когда ты все время на съемках, одно впечатление наслаивается на другое – и перестаешь осознавать, что делаешь нечто особенное. Я точно знаю, что куда важнее просто работать и своим примером доказывать, что украинское кино есть».

Премьера фильма · интервью · знаменитости · Кинопремьера ·

Еще в разделе Культура

Популярное