search Created with Sketch.

Выставка украинского авангарда в Нью-Йорке

13 февраля 2015

Работы украинских театральных художников ­1910-1920-х годов, выполненные в русле западного модернизма, часто показывают на выставках украинского авангарда. Украинский музей в Нью-Йорке впервые посвятил этому феномену отдельную выставку – «Инсценировка украинского авангарда 1910-1920-х годов».

Анатолий Петрицкий, эскиз костюма Тай-Хоя для спектакля «Красный мак». Бумага, аппликация, акварель, 56 ? 72,5 см. Харьковский государственный театр оперы и балета. Режиссер Е. Вигилев, 1927. Из коллекции Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины (Киев)
Анатолий Петрицкий, эскиз костюма Тай-Хоя для спектакля «Красный мак». Бумага, аппликация, акварель, 56 × 72,5 см. Харьковский государственный театр оперы и балета. Режиссер Е. Вигилев, 1927. Из коллекции Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины (Киев)

Когда в 1919 году сестра и соратница великого танцовщика и хореографа Вацлава Нижинского Бронислава открыла в Киеве «Школу движения» (École de Mouvement), заведение сразу же стало центром новейших исследований в танцевальной сфере. Художница Александра Экстер в ту пору экспериментировала с динамической организацией пространства. Нижинская заказывала у Экстер костюмы для своих балетов и водила учеников в ее студию, а Александра, в свою очередь, приходила в балетные классы черпать вдохновения для костюмов.

Алексaндр Хвостенко-Хвостов, эскиз костюмов Двух стражников. Бумага, гуашь, аппликация, 35 ? 41 см.  С. Прокофьев, «Любовь к трем апельсинам» (по комедии Карла Гоцци). Постановка не осуществлена, 1926. Из коллекции Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины (Киев)
Алексaндр Хвостенко-Хвостов, эскиз костюмов Двух стражников. Бумага, гуашь, аппликация, 35 × 41 см. С. Прокофьев, «Любовь к трем апельсинам» (по комедии Карла Гоцци). Постановка не осуществлена, 1926. Из коллекции Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины (Киев)

1910-1920-е годы в украинском театре – удивительно прогрессивный период: Вадим Меллер, учившийся в Женеве и Мюнхене, экспериментировал в спектаклях Леся Курбаса с кубофутуризмом и экспрессионизмом: в 1925 году на Международной выставке декоративного и современного индустриального искусства в Париже он получил золотую медаль за сценографию спектакля «Секретарь профсоюза» театра «Березиль». Футурист Анатолий Петрицкий, чье полотно «Инвалиды» выставляли на Венецианской биеннале (1931), на сценах киевской, харьковской и одесской опер миксовал фольклорные традиции с дерзкими авангардными идеями.

Вадим Меллер, эскиз мужского костюма для спектакля Э. Синклер «Джимми Хиггинс». Бумага, гуашь, аппликация, 45,5 ? 31 см. Художественное объединение «Березиль», Киев. Режиссер Л. Курбас, 1923. Из коллекции Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины (Киев)
Вадим Меллер, эскиз мужского костюма для спектакля Э. Синклер «Джимми Хиггинс». Бумага, гуашь, аппликация, 45,5 × 31 см. Художественное объединение «Березиль», Киев. Режиссер Л. Курбас, 1923. Из коллекции Музея театрального, музыкального и киноискусства Украины (Киев)

В нынешнюю экспозицию в Украинском музее Нью-Йорка вошли 142 работы для театра – костюмы, макеты, эскизы. У выставки три части: первая рассматривает антрепризы, связанные с танцем и экспериментальным театром, на примере коллаборации Экстер и Нижинской. Вторая сосредоточена на сотрудничестве художника Вадима Меллера и режиссера Леся Курбаса, которые в «Березиле» вместе творили театр с конструктивистской эстетикой и социальным содержанием. Третий тематический раздел посвящен связи народной культуры и авангарда – здесь представлены работы радикальных художников Анатолия Петрицкого, Бориса Косарева, Александра Хвостенко-Хвостова, Марка Эпштейна, Василия Кричевского, Ниссона Шифрина для «Березиля» и других театров Украины.

*8 февраля – август, Нью-Йорк, Украинский музей

выставка · украинские художники ·

Еще в разделе Культура

Популярное