search Created with Sketch.

Интервью с режиссером Тамарой Труновой

11 ноября 2016

У режиссера Тамары Труновой в этом сезоне шесть премьер. С успешной девушкой-режиссером встретилась Дарья Слободяник.

В день интервью Тамара Трунова репетировала три спектакля. Утром – «Бесприданницу» в родном Театре на левом берегу, вечером – «Служанку-госпожу» в Национальной опере, а днем участвовала в конкурсе для молодых режиссеров Taking the Stage, который проводил Британский совет. Скоро у нее начинаются репетиции новой украинской драмы: «Саша, вынеси мусор» в Молодом театре, «Заброшенное радио» по Яблонской в театре «Золотые ворота», спектакль в Ивано-Франковске и постановка в манчестерском The Royal Exchange Theatre (как результат победы в конкурсе Британского совета). Три репетиции в день? Почему нет! Интервью после третьей репетиции? Конечно, Дарья, я согласна! А дома у Тамары – шестилетняя дочь Соня.

Тамара Трунова

«Я от работы не отказываюсь в принципе, – говорит Тамара. – У меня очень активный год. Не знаю, можно ли выдержать качество при таком количестве, но это будет моей проверкой. Я иду на это осознанно».

Самая громкая из всех вышеперечисленных премьер Труновой – ее работа в Национальной опере. Тамара – режиссер драматического театра, и в опере себя пробует впервые. В Нацоперу ее пригласил худрук театра Анатолий Соловьяненко, который хотел поставить «Служанку-госпожу» сам, но потом передал миссию Труновой. «Тамара – восходящая звезда, я давно за ней слежу. Конечно, приглашать режиссера из драматического театра в оперный – это риск, но я в эту девушку верю».

То, что Трунова собирается ставить оперу, я узнала год назад, когда мы случайно встретились на курсах по истории оперы. Оказалось, готовилась к дебюту. Она ставит «Служанку-госпожу» Джованни Перголези – игривую, романтичную оперу-открытку XVIII века, хотя честно признается, что, если бы был выбор, она бы поставила оперу по современному материалу или заказала бы ее у кого-то из молодых композиторов. «Я избегаю в театре Мольеров и Гольдони, потому что сама в это не верю. Площадной театр по-настоящему получается только у итальянцев: он у них в крови».

У Труновой вообще любопытный вкус в драматургии. Она говорит почти шепотом, что любит абсурдистские пьесы, – и поэтому уже второй год, участвуя в конкурсе British Council на постановку новой британской драмы – выбирает самые «странные» пьесы. «В этом году все обсуждали: в конкурсе есть пьеса об учителях и сексе – наверняка Трунова ее выберет».

«Об учителях и сексе» – это пьеса Дэвида Элдриджа «Под небом синим», читку которой делала на конкурсе Тамара. Она стала финалистом, и в марте 2017 года поставит в Киевской оперетте эту пьесу. «В конкурсах я берусь за самые сложные темы. Если я принесу это в театр, мне скажут, что у меня непорядок с головой. А тут я свободна».

Хотя Трунова занимается актуальным театром, она принципиально не ставит спектакли на политические темы

Зимняя премьера Труновой – спектакль «Саша, вынеси мусор» по пьесе Натальи Ворожбит – украинского драматурга и одной из героинь Vogue UA. Это история о Саше, офицере украинской армии, который умер в ванной от сердечной недостаточности. Шестая мобилизация возвращает его с того света, Саша хочет на войну, но мать и сестра не пускают: не хотят снова его хоронить. Пьеса поставлена в Англии, России, Беларуси и наконец – в Украине. По словам Ворожбит, Трунова сделала читку пьесы еще в 2014 году – «и это была очень хорошая читка». «Все спрашивали: когда Тома поставит спектакль? Я тоже не видела другого режиссера. Она талантливая, и это ее главная сила».

Хотя Трунова и занимается актуальным театром, она принципиально не ставит спектакли на политические темы. В этом она видит конъюнктуру и говорит, что не хочет угождать зрителю. Поэтому тем более важен выбор пьесы, герой которой – офицер украинской армии. «Я люблю выстраивать аккуратный, осторожный разговор со зрителем. Стараюсь не болтать со сцены. Эта пьеса бросает вызов, для меня очевидна ее невыдуманность. В тексте есть сомнение, драматург не занимается ни пропагандой, ни морализаторством».

34-летняя Трунова – один из главных режиссеров поколения, в котором 90 % представителей этой профессии – мужчины («В институте все, кроме моего учителя Эдуарда Митницкого, говорили, что режиссура – неженское дело»). У нее тихий голос, внешность лирической героини и упрямый характер – поэтому с утверждением о «неженском деле» Тамара всегда спорила. 12 лет она работает в Театре на левом берегу, куда пришла студенткой, ее спектакли здесь («Близость», «Две дамочки в сторону севера») пользуются большим спросом. Трунову приглашают в ведущие театры страны, потому что худруки знают: ей можно доверить все. Но Тамара говорит, что работает так много не из-за амбиций, а потому, что у нее «нет абсолютной удовлетворенности от работы». «Не в смысле игры актеров в моих спектаклях, а в целом – ситуацией с украинским театром. Может быть, именно от количества проектов рождается счастье: от каждого я получаю долю сатисфакции, из которой формируется общая картина удовольствия от профессии. Поэтому такое количество – это какой-то симптом времени, когда ты вынужден ухватывать».

Тамар - один из главных режиссеров поколения, в котором 90 % представителей этой профессии – мужчины

Тамара – гибкий современный человек. В отличие от многих других режиссеров, у нее нет пафосного отношения к профессии. «Режиссер – это постоянство результата, а не просветление и муза». Трунова считает, что к театру стоит относиться проще и что Украине нужна «культура провала». «У нас режиссеры стремятся к одному полюсу и совсем не имеют возможности почувствовать себя на другом, чтобы понять: а вдруг ты вообще не туда движешься? А вдруг ты не режиссер? Мне лично очень нужно, чтобы в Украине адекватно воспринимали провалы: это отрезвляет».

Пока же Трунову в тонусе держит работа. Ее день начинается в 11 утра и заканчивается в 11 вечера: после вечернего спектакля – разбор полетов. «Но театр – он же не заканчивается. Приезжаю домой – открываю пьесу». По субботам и воскресеньям Тамара спешит в Киево-Могилянскую бизнес-школу: здесь работает креативная академия для подростков IWonder, где она преподает. Занятия в IWonder Трунова не отменяет даже накануне премьеры в театре. «Я работаю с детьми и подростками, и чувствую совб ответсвенность, они – будущие зрители моих спектаклей», – смеется режиссер.

Фото: Vasilina Vrublevskaya

Еще в разделе Театр

Популярное