До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Путешествие на выставку

Люди, для которых путешествия немыслимы без посещения галерей, музеев или арт-ярмарок, рассказали vogue.ua о самых ярких арт-впечатлениях начала лета.


Екатерина Ботанова, директор Фонда "Центр современного искусства", главный редактор онлайн-журнала KORYDOR

 

Для того, чтобы попасть на бывшую сахарную фабрику Domino Sugar Factory в Бруклине, надо выстоять длинную очередь в липкой нью-йоркской жаре. В огромном пространстве легендарной фабрики, которую уже через пару недель снесут, чтобы построить новые жилые небоскребы, - соло-проект Кары Уокер "Нежность или Изумительная сахарная малышка". Выплавленные из сахарной патоки, прозрачно-коричневые фигурки маленьких негритят, тянущих тяжелые корзины, неожиданно выглядывают из толпы ценителей искусства. На них смотрит невидящими глазами 7-метровая черная женщина-сфинкс, вытесанная из ослепительно белого прессованного сахара. 


<b>gallery-3731-5</b>

Можно ничего не знать об истории рабства, и даже не прочитать "Хижину дяди Тома", но эта тихая и сладкая нежность на границе любви и боли, красоты и несправедливости, открытости и насилия остается внутри надолго. Ведь когда стены старой фабрики наконец обрушатся на маленьких негритят, их большая белая мама опять не сможет их защитить.


Катя Тейлор, арт-менеджер, основатель  платформы  для развития современного искусства Kadygrob_Taylor

Американский художник  и теоретик искусства Аллан Капроу известен в странах СНГ тем, что ввёл в употребление термин хеппенинг. В 1961 году он впервые реализовал в этом формате проект "САД" на заднем дворе галереи Марты Джексон в Нью Йорке. Проект представлял собой сотни разбросанных автомобильных шин. Посетителей приглашали не просто смотреть, но и участвовать – перелазить через шины и переносить их с места на место.

 


"САД" был изначально задуман Капроу как интерактивное событие. Автор призывает посетителей не наблюдать, а действовать, самим менять пространство, реальность вокруг себя. На этом простом примере он взывает к социальной осознанности, к коллективному вмешательству в матрицу мира,в котором мы живем, а не пассивном согласии с окружающими обстоятельствами.

Будучи реализованным 23 раза, проект в каждом месте приобретает новую коннотацию в зависимости от времени и места, социального и политического контекста города и страны, в котором представлен. 

В 2005-м, мне удалось принять участие в этом хэппенинге в галерее Hauser & Wirth в Цюрихе. Это было увлекательно и ново. Но на этом все. В нем, для меня, тогда не содержалось политического аспекта. И вот спустя 9 лет, "САД" читается совершенно иначе, вызывает буквальные ассоциации с событиями нашей зимы, трогает, впечатляет. На уровне не столько предметном, сколько бытийном.

Стать участником знаменитого хэппенинга можно до 31 августа в галерее Хейпфорт Вейкфилд в Йоркшире.


Марина Щербенко, основательница  Bottega Gallery и Щербенко Арт Центр

В CAC Contemporary Art Centre в Вильнюсе cейчас проходит персональная выставка   немецкой художницы Розы Барбы "A Fictional Library – Live". Барба заполнила экспозиционное пространство кинематографическими скульптурами  и инсталляциями, созданными с помощью техники и концептуальных элементов кино. Паузы, интервалы в работах, звуки и световые вспышки завораживают зрителя и забирают все его внимание, погружают в странный мир, в котором особенно болезненно ощущается чувство потерянного времени – к чему, собственно, и стремилась автор. Центральное место занимает работа "A Home for a Unique Individual (2013)" – это двойная синхронизированная проекция снятого с воздуха в США города трейлеров, где сами трейлеры сначала воспринимаются как буквы книжной страницы.




Эту иллюзию художница поддерживает звуком пишущей машинки, который разносится по всему залу и организовывает звуковое пространство проекта. Инсталляции вызывают чувство тревоги и ностальгии. Своеобразная поэтичность достигается еще и благодаря выбранным Барбой шрифтам и текстам, как  в работе "The Contemplative or the Speculative (2013)". 




Это объект из войлока, на котором вырезан текст, прочитываемый не на самой поверхности полотна, а на стене, где он отражается, благодаря специально выставленной световой проекции. Таким образом за нас снова выбирает художник, направляя нас в личный  мир автора строк, будто горящих на стене.

 

Cтелла Беньяминова, основательница Stedley Art Foundation

Каждый раз приезжая в Цюрих, я обязательно иду в  музей Кунстхаус – это уже традиция. Не перестаю восхищаться уровнем постоянной экспозиции, которой могут позавидовать многие крупные музеи мира. Я мечтаю, чтобы художественные музеи Украины смогли со временем подняться на такой уровень. Во время первого посещения музея  меня потрясли залы со скульптурами моего любимого Джакометти. В прошлом году сильное впечатление оставила выставка Шагала. В конце июня я застала ретроспективную выставку Синди Шерман  - Untitled Horrors, которая длится до 14 сентября. 




На выставке представлено очень много  работ, и, конечно, это дает возможность сформировать представление о художнике. А  после Шерман я все равно  пошла к Джакометти – там я "растворилась". 

В Цюрихе я остановилась в своем любимом отеле "Baur au lac" и там в парке отеля меня потрясли скульптуры Ива Кляйна, тридцать его знаменитых  Венер синего цвета   - The Venus of Aleksandria , выстроенные на постаментах в виде коллонады. 

<b>gallery-3728-5</b>

Мне рассказали, что это совместный проект отеля и Gmurzynska Gallery, он был задуман как проект-посвящение Иву Кляйну, его работе 'Blue woman art'.


Анна Ставиченко, музыкальный критик

"Ich bin ein Sender. Ich strahle aus!" (Я передатчик. Я транслирую!) – так называется выставка 50 объектов немца Йозефа Бойса из коллекции Pinakothek der Moderne, которая недавно открылась в Мюнхене. 




Среди представленных multiples (тиражные арт-объекты, созданием которых Бойс увлекался с середины 1960-х годов до самой смерти в 1986 году) знаменитые "Capri-Batterie" – свежий лимон как источник энергии, и "Schlitten" – все ключевые бойсовские образы в одном объекте: войлок, жир, санки. Они стали лейтмотивом его творчества после того, как во время службы в Люфтваффе самолёт Бойса был сбит в Крыму. Художника нашли и выходили крымские татары, спасая его тело от холода  при помощи жира и войлока. Красиво, но, скорее всего, это одна из легенд, ставших основой мифотворчества Бойса.


<b>gallery-3735-5</b>

Во время моего посещения выставки в Пинакотеке начался пожар. Всех посетителей срочно эвакуируют. Паника, суета. Уже на улице выясняется, что это учебная тревога. Ах, Бойс, твои мистификации и юмор продолжают жить.


Зинаида Лихачева, художница:

Я слежу за творчеством и жизнью Марины Абрамович. Очень важно, что они составляют одно целое, не противоречат друг другу. Это свидетельствует о том, что она познала себя, свое тело и дух. Поэтому в ее творчестве нет преломлений, оно настоящее, и сама Марина – настоящая. Поэтому каждый перформанс и само присутствие художницы транслируют это ее внутреннее состояние целостности и чистоты, а посещение перформансов становится паломничеством. Ведь люди это чувствуют.




Мне посчастливилось побывать в Serpentine Gallery в Лондоне в день открытия перформанса Марины "Ничто". Освободившись от материальных вещей – сумочек, телефонов, – я оказалась в созданном ею пространстве: белые стены, никаких предметов искусства, вообще  ничего – только наблюдение. Состояние наблюдения, в котором ощущалось то, что и хотела передать Марина, – ничто, освобождение, безмыслие, тишина… Очень вдохновенно! Понимаешь, что есть еще над чем работать в себе. Рекомендую посмотреть фильм о творчестве Марины  - "В присутствии художника".


Игорь Абрамович, арт-дилер

Я очень много езжу  и смотрю все новые выставки. Но, пожалуй, самая впечатляющая за последнее время – Start Art Fair в Saatchi Gallery. Директор галереи Найджел Херст сам много лет был куратором,  он внимательно следит за новыми художниками и галереями, которые появляются во всем мире, в том числе и за украинскими,  и на Start  Art Fair ему удалось собрать 44 молодые  галереи и самых интересных  новых художников из Турции, Саудовской Аравии, США, Южной Кореи, Индии, Италии, Японии, Индонезии. Кажется, что в современном искусстве уже все было, нечем удивить, но на этом мероприятии меня очень порадовали художники из Китая и Южной Кореи. 


<b>gallery-3729-5</b>


Неудивительно, что ярмарке, которая проходила 26-29 июня, было невероятно много людей.  Заодно в Лондоне я посмотрел ретроспективу Матисса в Tate Modern, там, действительно, собрали лучшие работы художника.

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.