Путешествие на выставку
Люди, для которых путешествия немыслимы без посещения галерей, музеев или арт-ярмарок, рассказали vogue.ua о самых ярких арт-впечатлениях начала лета.
Екатерина Ботанова, директор Фонда "Центр
современного искусства", главный редактор онлайн-журнала KORYDOR
Для того, чтобы попасть на бывшую сахарную фабрику Domino Sugar Factory в Бруклине, надо выстоять длинную очередь в липкой нью-йоркской жаре. В огромном пространстве легендарной фабрики, которую уже через пару недель снесут, чтобы построить новые жилые небоскребы, - соло-проект Кары Уокер "Нежность или Изумительная сахарная малышка". Выплавленные из сахарной патоки, прозрачно-коричневые фигурки маленьких негритят, тянущих тяжелые корзины, неожиданно выглядывают из толпы ценителей искусства. На них смотрит невидящими глазами 7-метровая черная женщина-сфинкс, вытесанная из ослепительно белого прессованного сахара.
Можно ничего не знать
об истории рабства, и даже не прочитать "Хижину дяди Тома", но эта тихая и
сладкая нежность на границе любви и боли, красоты и несправедливости,
открытости и насилия остается внутри надолго. Ведь когда стены старой фабрики
наконец обрушатся на маленьких негритят, их большая белая мама опять не сможет
их защитить.
Катя Тейлор, арт-менеджер, основатель платформы для развития современного искусства Kadygrob_Taylor
Американский художник и теоретик искусства Аллан Капроу известен в странах СНГ тем,
что ввёл в употребление термин хеппенинг. В 1961 году он впервые реализовал в
этом формате проект "САД" на заднем дворе галереи Марты Джексон в Нью
Йорке. Проект представлял собой сотни разбросанных автомобильных шин.
Посетителей приглашали не просто смотреть, но и участвовать – перелазить через
шины и переносить их с места на место.
"САД" был изначально
задуман Капроу как интерактивное событие. Автор призывает посетителей не
наблюдать, а действовать, самим менять пространство, реальность вокруг себя. На
этом простом примере он взывает к социальной осознанности, к коллективному
вмешательству в матрицу мира,в котором мы живем, а не пассивном согласии с окружающими обстоятельствами.
Будучи реализованным 23 раза,
проект в каждом месте приобретает новую коннотацию в зависимости от времени и
места, социального и политического контекста города и страны, в котором представлен.
В 2005-м, мне удалось принять участие в этом хэппенинге в
галерее Hauser & Wirth в Цюрихе. Это было увлекательно и ново. Но на этом
все. В нем, для меня, тогда не содержалось политического аспекта. И вот спустя
9 лет, "САД" читается совершенно иначе, вызывает буквальные
ассоциации с событиями нашей зимы, трогает, впечатляет. На уровне не столько
предметном, сколько бытийном.
Стать участником знаменитого хэппенинга можно до 31 августа
в галерее Хейпфорт Вейкфилд в Йоркшире.
Марина Щербенко, основательница Bottega Gallery и Щербенко Арт Центр
В CAC Contemporary Art Centre в Вильнюсе cейчас проходит персональная выставка немецкой художницы Розы Барбы "A Fictional Library – Live". Барба заполнила экспозиционное пространство кинематографическими скульптурами и инсталляциями, созданными с помощью техники и концептуальных элементов кино. Паузы, интервалы в работах, звуки и световые вспышки завораживают зрителя и забирают все его внимание, погружают в странный мир, в котором особенно болезненно ощущается чувство потерянного времени – к чему, собственно, и стремилась автор. Центральное место занимает работа "A Home for a Unique Individual (2013)" – это двойная синхронизированная проекция снятого с воздуха в США города трейлеров, где сами трейлеры сначала воспринимаются как буквы книжной страницы.
Эту иллюзию художница поддерживает звуком пишущей машинки, который разносится по всему залу и организовывает звуковое пространство проекта. Инсталляции вызывают чувство тревоги и ностальгии. Своеобразная поэтичность достигается еще и благодаря выбранным Барбой шрифтам и текстам, как в работе "The Contemplative or the Speculative (2013)".
Это объект из войлока, на котором вырезан текст, прочитываемый не на самой поверхности полотна, а на стене, где он отражается, благодаря специально выставленной световой проекции. Таким образом за нас снова выбирает художник, направляя нас в личный мир автора строк, будто горящих на стене.
Cтелла Беньяминова,
основательница Stedley Art Foundation
Каждый раз приезжая в Цюрих, я обязательно иду в музей Кунстхаус – это уже традиция. Не перестаю восхищаться уровнем постоянной экспозиции, которой могут позавидовать многие крупные музеи мира. Я мечтаю, чтобы художественные музеи Украины смогли со временем подняться на такой уровень. Во время первого посещения музея меня потрясли залы со скульптурами моего любимого Джакометти. В прошлом году сильное впечатление оставила выставка Шагала. В конце июня я застала ретроспективную выставку Синди Шерман - Untitled Horrors, которая длится до 14 сентября.
На выставке представлено очень много работ, и, конечно, это
дает возможность сформировать представление о художнике. А после Шерман я все равно пошла к Джакометти – там я "растворилась".
В Цюрихе я остановилась в своем любимом отеле "Baur au lac" и там в парке отеля меня потрясли скульптуры Ива Кляйна, тридцать его знаменитых Венер синего цвета - The Venus of Aleksandria , выстроенные на постаментах в виде коллонады.
Мне рассказали, что это
совместный проект отеля и Gmurzynska Gallery, он был задуман как проект-посвящение Иву Кляйну, его
работе 'Blue woman art'.
Анна Ставиченко, музыкальный критик
"Ich bin ein Sender. Ich strahle aus!" (Я передатчик. Я транслирую!) – так называется выставка 50 объектов немца Йозефа Бойса из коллекции Pinakothek der Moderne, которая недавно открылась в Мюнхене.
Среди представленных multiples (тиражные
арт-объекты, созданием которых Бойс увлекался с середины 1960-х годов до самой
смерти в 1986 году) знаменитые "Capri-Batterie" – свежий лимон как источник
энергии, и "Schlitten" – все ключевые бойсовские образы в одном объекте:
войлок, жир, санки. Они стали лейтмотивом его творчества после того, как во
время службы в Люфтваффе самолёт Бойса был сбит в Крыму. Художника нашли и
выходили крымские татары, спасая его тело от холода при помощи жира и войлока. Красиво, но, скорее всего, это одна из легенд,
ставших основой мифотворчества Бойса.
Во время моего посещения выставки в Пинакотеке начался пожар. Всех
посетителей срочно эвакуируют. Паника, суета. Уже на улице выясняется, что это
учебная тревога. Ах, Бойс, твои мистификации и юмор продолжают жить.
Зинаида Лихачева, художница:
Я слежу за творчеством и жизнью Марины Абрамович. Очень важно, что они
составляют одно целое, не противоречат друг другу. Это свидетельствует о том,
что она познала себя, свое тело и дух. Поэтому в ее творчестве нет преломлений,
оно настоящее, и сама Марина – настоящая. Поэтому каждый перформанс и само
присутствие художницы транслируют это ее внутреннее состояние целостности и
чистоты, а посещение перформансов становится паломничеством. Ведь люди это
чувствуют.
Мне посчастливилось побывать в Serpentine Gallery в Лондоне в день открытия
перформанса Марины "Ничто". Освободившись от материальных вещей – сумочек,
телефонов, – я оказалась в созданном ею
пространстве: белые стены, никаких предметов искусства, вообще ничего – только наблюдение. Состояние
наблюдения, в котором ощущалось то, что и хотела передать Марина, – ничто,
освобождение, безмыслие, тишина… Очень вдохновенно! Понимаешь, что есть еще над
чем работать в себе. Рекомендую посмотреть фильм о творчестве Марины - "В присутствии художника".
Игорь Абрамович, арт-дилер
Я очень много езжу и смотрю все новые выставки. Но, пожалуй, самая впечатляющая за последнее время – Start Art Fair в Saatchi Gallery. Директор галереи Найджел Херст сам много лет был куратором, он внимательно следит за новыми художниками и галереями, которые появляются во всем мире, в том числе и за украинскими, и на Start Art Fair ему удалось собрать 44 молодые галереи и самых интересных новых художников из Турции, Саудовской Аравии, США, Южной Кореи, Индии, Италии, Японии, Индонезии. Кажется, что в современном искусстве уже все было, нечем удивить, но на этом мероприятии меня очень порадовали художники из Китая и Южной Кореи.
Неудивительно, что ярмарке,
которая проходила 26-29 июня, было невероятно много людей. Заодно в Лондоне я посмотрел ретроспективу
Матисса в Tate Modern, там, действительно, собрали лучшие работы художника.