search Created with Sketch.

Ukrainian legends: 5 ролей Натальи Ужвий

08 сентября 2016

Имена этих женщин давно на слуху, их называли лучшими, они были знаменитыми, но сегодня о них мало говорят и мало знают. Vogue.ua рассказывает о легендарных украинках, которые прославились на весь мир благодаря таланту, харизме, чувству стиля и мастерству. 

Наталья Ужвий

Ровно 118 лет назад, 8 сентября, родилась легендарная актриса, звезда как украинского авангарда, так и классического украинского театра, жена футуриста Михайля Семенко - Наталья Ужвий. На ее счету фильм "Радуга", отмеченный Главным призом ассоциации кинокритиков США, работа в культовом театре "Березіль" и главные роли в течение пятидесяти лет в Театре имени Ивана Франко. 

В жизни Натальи Ужвий большую роль играли искусство, эстетика и мужчины. Она всегда окружала себя изысканными вещами и, словно магнит, притягивала талантливых личностей. Наталья умела быть источником вдохновения и неудивительно, что для многих она стала музой, а для известного поэта-футуриста Михайля Семенко - женой и матерью их сына Михася, хотя этот союз долго не продержался и после развода Ужвий прожила почти 50 лет с известным актером Евгением Пономаренко, который был младше ее на 11 лет. 

Наталья Ужвий с мужем Евгением Пономаренко и сыном

Актриса почти всегда принимала участие в выборе сценических костюмов, а иногда и сама их шила. Для нее важным было не только внутренее наполнение образа, но и внешнее воплощение, интересные решения и даже мелкие детали сценической одежды, причесок и макияжа. Вот лишь один из примеров того, как Наталья Ужвий подбирала наряды для своих ролей: "Нам повезло: к открытию театра готовили спектакль "Поджигатели". Мне выпала главная роль, и я, чтобы поразить зрителя, приобрела в комиссионке для своей героини лисий мех, японский халат с драконами и огромную брошь с искусственными самоцветами. Очень уж хотелось понравиться публике", - об этом актриса рассказывала журналисту журнала "Новини кіноекрану" в 1977 году. 

На счету Натальи Ужвий около 200 театральных ролей и 20 кинообразов, включая роль в фильме "Тарас Трясило", который стал самым дорогим и зрелищным за всю историю украинского немого кино. Vogue.ua представляет пять самых интересных киноролей Натальи Ужвий.

1. «Тарас Трясило» (1926)

Режиссер – Петр Чардынин

Роль – Марина, сестра Тараса Трясило

кадр из фильма "Тарас Трясило"

В 1926 году на Одесской кинофабрике стартовали съемки исторического фильма "Тарас Трясило". Эта картина уже тогда поражала своим размахом и составом съемочной группы. Режиссер Петр Чардынин пригласил лучших актеров того времени Наталью Ужвий и Амвросия Бучму, а основой сценария стала романтическая поэма Владимира Сосюры 1925 года. Художником картины стал не менее знаменитый украинец - Василий Кричевский, создавший невероятные по тем временам исторические декорации. О подборе костюмов Наталья Ужвий вспоминала так: "С особой тщательностью подбирали и для меня костюм молодой крестьянки – длинную юбку из грубого холста, белую вышитую сорочку, нехитрые украшения, специальный головной убор". Ужвий держалась перед камерой все более уверенно, хотя у нее на тот момент практически не было опыта киносъемок. На помощь приходил Амвросий Бучма, сыгравший ее экранного брата - Тараса Трясило. Ему стоило только посмотреть на Наталью и сказать «Мала, роби ось так», чтобы придать актрисе уверенности. Длительное время эта картина считалась утерянной, но известный кинокритик Любомир Госейко нашел ее во Французской синематеке в 1998 году под названием "Татарин". Стараниями Центра Довженко фильм выкупили и вернули в Украину, а его новая премьера прошла в июле этого года в рамках VII Mute Night Fest в Одессе.

2. «Прометей» (1935)

Режиссер – Иван Кавалеридзе

Роль - Настасья Макаровна, хозяйка «заведения»


 

 
кадр из фильма "Прометей"

Фильм важен тем, что его снял знаменитый украинский режиссер и скульптор Иван Кавалеридзе, создавший сценарий под впечатлением от поэм Шевченко "Сон" и "Кавказ". Они давно были знакомы с Ужвий - Кавалеридзе был частым гостем на спектаклях киевского Театра имени Тараса Шевченко, где актриса начинала свою карьеру. Сама она так вспоминала о режиссере: "Фильмы его всегда вызывали яростные споры, потому что Кавалеридзе тяготел к живописно-скульптурному изображению событий на экране, к монументальности статичных фигур – приемам, якобы противопоказанным специфике кино". Кавалеридзе начинал работать в кино как художник, оформивший лучшие дореволюционные фильмы. Его часто обвиняли в излишней "художественности" кадров. Но его новаторство также заключалось и в звуковом оформлении - музыка в "Прометее" словно играет роль еще одного персонажа. Образ из этого фильма стал для Натальи Ужий неожиданным, поскольку за внешней красотой ее героини скрывалась коварная, корыстная и бескомпромиссная женщина. К сожалению, этот фильм был раскритикован и запрещен до конца 50-х годов.  

Наталья Ужвий в молодости

3. «Назар Стодоля» (1936)

Режиссер – Георгий Тасин

Роль -Стеха

Фильм создан на Одесской кинофабрике уже знаменитым на тот момент режиссером Георгием Тасиным, который снял один из шедевров украинского немого кино - фильм "Ночной извозчик". Ужвий снялась у него в роли ключницы Стехи, которая фактически стала продолжением предыдущей роли. Во время съемок актриса жила и работала в Харькове: «Большинство приглашенных Тасиным актеров было занято в спектаклях театра «Березиль», и в связи с этим произошел случай, редкостный в практике кинематографа. Не актеры оправились на студию, а студия приехала к актерам. В Харькове, на Пушкинской улице был сооружен небольшой павильон для съемок. Ко времени его окончания мы так обжили декорацию, что дом сотника Кичатого – главного героя фильма – казался родным».

4. «Радуга» (1943)

Режиссер – Марк Донской

Сценарій – Ванда Василевская

Роль – Олена Костюк

кадр из фильма "Радуга"

Это одна из ключевых и самых важных киноролей Натальи Ужвий. Фильм снимался во время войны в эвакуации - в Ашхабаде на стадионе, полностью покрытом солью, имитирующей снег.  Актриса вспоминает, что она прочла повесть Ванды Василевской еще до того, как ей предложили роль. Режиссер даже не проводил кинопробы, сразу утвердив ее на роль. Позже он вспоминал, что снимал украинскую Мадонну. Условия на съемках были крайне сложными из-за сильной жары, в которой нужно было создавать суровую украинскую зиму. Для Ужвий ситуация отягощалась еще и тем, что находясь в эвакуации, она не знала, что происходит с ее сыном, который остался на Волыни у ее родных. За эту роль Наталье Ужвий присвоили звание Народной артистки СССР. А фильм "Радуга" получил две награды в США - Главный приз ассоциации кинокритиков и Премию газеты Daily News как лучший иностранный фильм в американском прокате 1944 года. Кстати, первая награда до сих пор сохраняется в музее Киностудии имени Довженко. 

5. «Тарас Шевченко» (1951)

Режиссер – Игорь Савченко

Роль - Ярина, сестра Шевченко

Несмотря на то, что Наталья Ужвий в роли сестры Шевченко появляется на экране всего на пять минут, актриса сыграла эту роль, словно самую главную в своей жизни. Ей необходимо было в небольшом эпизоде передать всю гамму чувств и эмоций, которую некоторые актеры проживают за весь фильм. Партнером актрисы стал тогда еще молодой актер Сергей Бондарчук - он сыграл Тараса Шевченко, образ которого стал одной из его первых главных ролей в кино. "Преодолеть волнение и выразить все волновавшие меня чувства мне помогло душевное родство и творческое взаимопонимание с исполнителем роли Шевченко Сергеем Федоровичем Бондарчуком и режиссером Игорем Андреевичем Савченко. Действительно, завершенный в 1951 году "Тарас Шевченко" выгодно отличался от большинства фильмов того периода, - их герои напоминали памятники, лишенные человеческого обаяния. В образе Тараса режиссер и актер видели прежде всего Человека, в котором воплотились лучшие черты и устремления его народа", - так вспоминала актриса об этой работе. 

Материалы подготовлены Татьяной Майбородой. 

Благодарим Национальный центр Александра Довженко за предоставление архивных материалов

знаменитости · украинские художники · искусство ·

Еще в разделе Кино

Популярное