search Created with Sketch.

Интервью с хореографом Эдвардом Клюгом

15 мая 2015
Интервью с хореографом Эдвардом Клюгом

Стройному, обаятельному и улыбчивому Эдварду Клюгу 41 год: всю сознательную жизнь он занимается балетом, а последние 12 лет руководит балетной труппой в Национальном театре Словении. Его судьба похожа на счастливую сказку - в 18 лет Клюг, родившийся и выросший в Румынии,  стал премьером Национального театра Словении, а в 23 года поставил на этой сцене первый балет в качестве хореграфа. Но на самом деле за счастливой картинкой - тонны труда и пота. "Когда мне было 23 года, один из режиссеров, с которыми я работал в театре в Мариборе, предложил мне поставить в качестве хореографа отрывок для авангардного балета "Вавилон" на музыку Горана Бреговича. Так я стал хореографом. Это был настоящий вызов! Начать делать что-то, не имея полноценных знаний о предмете и руководствуясь только инстинктом – невероятно сложно".

Эдвард Клюг
Эдвард Клюг

Официально карьера Клюга-хореографа началась со спектакля "Танго" в мариборском театре в 1998 году, балет тогда собрал множество призов на фестивалях. Сегодня Клюг - не только худрук большого театра, который благодаря его упорству и таланту вышел на международную балетную арену, но и, вместе с тем, свободный художник, как он сам себя называет, востребованный хореограф, чей рабочий график географически протирается от Парижа до Санкт-Петербурга.

Эдвард Клюг в спектакле Radio & Juliet
Эдвард Клюг в спектакле Radio & Juliet

Киев открыл для себя хореографа Клюга в 2011 году: благодаря инициативе Дениса Матвиенко и его сестры, продюсера Алены Матвиенко, здесь показали два его одноактных балета - Quatro и Radio & Juliet, которые на короткое время вошли в репертуар Национальной оперы Украины. Теперь амбициозный продюсерский центр "Софит" семьи Матвиенко, создавшей успешный балет The Great Gatsby, покажет украинской публике новую работу известного хореографа - красивый драматичный Stabat Mater на музыку Джованни Перголези. В мае украинская труппа во главе с Денисом Матвиенко начнет первые репетиции, а в июне балет с фирменной минималистской хореографией Клюга покажут в Киеве, Львове, Одессе, Харькове и Днепропетровске.

Кадр из спектакля Stabat Mater
Кадр из спектакля Stabat Mater

О Stabat Mater

Мои спектакли часто рождаются из музыки. Так было с балетом Radio & Juliet - я услышал песню Life in a glasshouse группы Radiohead, и понял, что это идеальная музыка для того, чтобы сделать номер-дуэт на тему "Ромео и Джульетты" для конкурса в Японии. А потом появился полноценный балет. Так и со Stabat Mater: я часто слушал музыку Перголези, которую он написал к культовому католическому гимну о страданиях Девы Марии во время распятия Христа, и был заинтригован тем,  какой подход выбрал Перголези, как он передал всем известный библейский сюжет. Музыка, написанная Перголези, очень лаконичная, сдержанная, она создана при помощи простых средств, при этом, как ни парадоксально, эта музыка счастья. В этом подходе я нашел некую иронию, и именно это стало для меня руководством для действия. Я спросил себя: что имел в виду Перголези?  Почему страдание он передает при помощи жизнеутверждающей музыки? Для себя я понял это так: его Stabat Mater – не про боль и страдания, а про надежду.

Кадры из спектакля Stabat Mater
Кадры из спектакля Stabat Mater

О том, скучают ли бывшие танцовщики за сценой

В 18 лет я закончил балетную школу, а в 23 уже стал хореграфом. Но и сейчас я иногда выхожу на сцену – например, в Radio & Juliet, и это всегда доставляет мне  огромное удовольствия. Кроме того, скажу честно: я танцую, чтобы оставаться в форме  - уверен, для хореографа это обязательно. Но я не скучаю за танцем, нет. Работа хореографа очень разнообразна – ты и танцовщик, и режиссер, и менеджер, она дает мне множество ощущений. Как танцовщик ты же в первую очередь всегда наедине с собой – ты фокусируешься на себе и годами изучаешь свое тело и свои возможности.  К тому же, век хореографа более долговечен:  твои мысли и идеи находят продолжение и жизнь в танце, в движениях, которые создают танцовщики на сцене. Таким образом, ты как будто заново узнаешь себя. Знаете, в чем парадокс профессии? Когда я начинал, у меня не было образования хореографа, и  мне было страшно. А сейчас, после многих лет работы, я нахожу для себя куда более сложным освободиться от массы знаний, которыми я уже обладаю, и перед каждым новым проектом оставаться открытым и свободным, как в юности". 

Про то, как оставаться свободным

Моя позиция в театре в Мариборе - очень благодарная. Я что-то вроде свободного художника со своим домом: руковожу своей труппой, и вместе с тем имею возможность работать с разными танцевальными компаниями по всему миру. Опыт, который я получаю, работая с другими труппами – очень ценный для меня, как для художника. Он позволяет мне оставаться свободным и без предубеждения смотреть на мир. 

Эдвард Клюг
Эдвард Клюг

Про "гений" Дениса Матвиенко

Я знаю Дениса уже десять лет.  Мы познакомились в 2005 году, сразу после премьеры моего балета Radio & Juliet в Мариборе. Как раз тогда Денис и Настя Матвиенко готовились к большому конкурсу в Москве и находились в поиске дуэтного номера с современной хореографией.  Они увидели отрывок из Radio & Juliet и прилетели в Марибор для того, чтобы познакомиться со мной и порепетировать номер. Дуэт очень "лег" на их психофизику и темперамент, и благодаря им Radio & Juliet стал известен на весь мир. Хорошо помню свое первое впечатление от них -  меня поразила слаженность Дениса и Насти. Они настоящая пара -  в жизни и на сцене. Это редко встречается.

Денис Матвиенко и Эдвард Клюг
Денис Матвиенко и Эдвард Клюг

Обсуждая с Денисом балет Stabat Mater, мы приняли нестандартное решение: в украинской версии Денис станцует все главные мужские партии. Почему? Все просто: потому что он может это сделать, как никто другой. У него особенная харизма: когда Денис на сцене, от него исходит нечеловеческая энергия и темперамент. Я уверен, он один из лучших танцовщиков века. 

Денис Матвиенко в Radio & Juliet
Денис Матвиенко в Radio & Juliet
Денис Матвиенко в спектакле The Great Gatsby
Денис Матвиенко в спектакле The Great Gatsby

Про украинский балет

Я много раз был в Украине, показал здесь несколько своих проектов, и точно знаю: украинская публика готова к современному танцу. Более того, она голодна, ей нужен современный балет. Посланники современного украинского балета в мире - Денис Матвиенко и Раду Поклитару: по сути, все самые заметные попытки modern ballet в Украине делают именно они. Я думаю, Украина должна не только восхищаться ими, но и поддерживать - словом и делом.

Денис Матвиенко в съемке для октябрьского номера Vogue Украина
Денис Матвиенко в съемке для октябрьского номера Vogue Украина

премьера · балет ·

Еще в разделе Культура

Популярное