search Created with Sketch.

Журнал: гид по украинскому павильону на Венецианской биеннале

05 мая 2015

«Cпасибо за то, что нашли время для интервью», – говорю я Бйорну Гельдхофу, заместителю арт-директора PinchukArtCentre и куратору национального павильона Украины на 56-й Венецианской биеннале. И это не дежурная фраза. Чем ближе открытие биеннале (6-8 мая), тем плотнее график у куратора. «Мне было приятно, – бельгиец улыбается своей неотразимой улыбкой и добавляет: – Это был мой обеденный перерыв».

Куратор национального павильона Украины на Венецианской биеннале Бйорн Гельдхоф
Куратор национального павильона Украины на Венецианской биеннале Бйорн Гельдхоф

В этом году стеклянный украинский павильон в Венеции нельзя будет не заметить: он будет располагаться не в старинном палаццо, как это принято у PinchukArtCentre, и не в одном из скромных домиков в центре, которые обычно арендует Минкульт, а на набережной Riva dei Sette Martiri, по которой все участники биеннале идут из Arsenale в Giardini. «Для меня очень важно, чтобы люди увидели и запомнили наш павильон, – говорит Гельдхоф. – Они должны говорить об Украине. Украину должны обсуждать».

Обсуждать будут работы поколения 30+: Жанна Кадырова, Николай Ридный совместно с писателем Сергеем Жаданом, Анна Звягинцева, Никита Кадан, Артем Волокитин, «Открытая группа», Евгения Белорусец – все они сотрудничали с PinchukArtCentre. Бйорн говорит: «Мы не против старшего поколения, но концептуально хотели показать новую страну и людей, которые играют главную роль в создании этой страны».

Да, это не старая добрая Англия, которую представляет 57-летняя Сара Лукас из BYA.

Сначала Минкульт планировал выделить бюджетные деньги на украинский павильон в Венеции и назначил трех кураторов – Михаила Рашковецкого, Оксану Баршинову и Бйорна Гельдхофа. Тогда все подумали: «Они очень разные, и их совместный проект должен получиться чрезвычайно интересным». Потом в министерстве передумали давать деньги, переложив финансовое и организационное представительство на PinchukArtCentre, который с 2005 года делает в Венеции большие выставки, и Баршинова с Рашковецким самоустранились: мол, представлять страну и частную институцию – это две большие разницы.

«Люди должны говорить об Украине. Украину должны обсуждать. Мы не против старшего поколения, но концептуально хотели показать новую страну и людей, которые играют главную роль в создании этой страны»

В кулуарах ходили слухи, что и в «мирное время» господин Гельдхоф доминировал в этой тройке, последнее слово было за ним. Бйорн не боится брать ответственность на себя: «Концепцию выставки придумал я, моим коллегам идея понравилась, и работы выбирали мы вместе. Были ситуации, когда мне нравились какие-то художники, а моим коллегам – нет, и я не смог убедить их в обратном. Были конфликты, но это нормально».

Украинский проект называется Hope («Надежда»). Внутри прозрачного павильона – фотографии, видео, инсталляции, создающие весьма критический и противоречивый дискурс украинской действительности. «Я думаю, все разделяют мнение, что Украина должна быть «прозрачной» страной. Павильон – символ этой открытости, символ надежды. В то же время Украина имеет огромный потенциал, и этот потенциал мы хотели показать внутри архитектурного объекта. В павильоне выставлены работы молодых художников, большинство из которых начали свою карьеру во времена «оранжевой революции». Они выросли из социальных противоречий, и их работы отражают это состояние. Они показывают проблемы, которые были и есть в их стране, и выражают надежду на светлое и мирное будущее».

За прошлое отвечает Кадан: снаружи павильона будет его «коллажная» скульптура, созданная из старых материалов и обломков памятников из зоны АТО. Это как взгляд в прошлое, по которому можно определить, как оно отражается на настоящем.

Евгения Белорусец фотографировала шахтеров, которые были зажаты между сепаратистами и украинской армией и каждый день работали в шахтах, чтобы спасти их, но эти шахты все равно были уничтожены. Параллельно с фотографиями будут напечатаны истории этих людей. Очень провокативную и эмоциональную работу делает «Открытая группа». Она – об отсутствии человека: в домах людей, чьи близкие ушли на войну, были установлены видеокамеры. Камеры будут транслировать процесс ожидания, возвращения солдат домой в режиме реального времени прямо в Венецию. Коллажная инсталляция Николая Ридного с фотографиями разрушенных фасадов и текстами Сергея Жадана – тоже про настоящее.

Жанна Кадырова говорит о будущем. Ее коллажи из реальных газет (подобный проект художница показывала в PinchukArtCentre) датируются 16 марта 2016 года – Кадырова пытается представить, какой Украина будет через год после нынешних событий. Украинский проект перекликается с темой биеннале All The World’s Futures («Все будущие миры»), которую предложил куратор Окуи Энвезор.

Со слов Бйорна Гельдхофа я поняла, что в украинском павильоне будет именно то, что не любят госчиновники: критический взгляд на свою страну при посторонних. «Надежда – это не всегда что-то позитивное, надежда – это также очень глубокое и где-то даже безысходное состояние. Какая-нибудь другая страна будет показывать, как ее солдаты машут руками и улыбаются. Мы так делать не будем. Мы сделали проекцию того, что мы имеем и на что надеемся. И это позитивный месседж».

Читайте также:

"Океан Эльзы" выступит на открытии Украинского павильона в Венеции

интервью · выставка · украинские художники · искусство · Венецианская биенналле · предметы искусства ·

Еще в разделе Культура

Популярное