search Created with Sketch.

Журнал: что связывает современных художников и "Инстаграм"

09 июля 2015

Хозяйка «Мистецької збірки» Юлия Волошина признается, что тема #instaart зрела несколько лет: игнорировать колоссальное влияние соцсетей на окружающий мир сложно. Молодым и не очень украинским художникам (в выставке участвуют Михаил Деяк, Виктор Дейсун, Анна Валиева и другие) кураторы предложили порефлексировать на тему зависимости от соцсетей. Волошина говорит: хотелось бы, чтобы художники выступили критиками потребительского взгляда на мир, который провоцируют соцсети.

Провокационная выставка
Ричарда Принса в Gagosian
Gallery в Нью-Йорке
Провокационная выставка Ричарда Принса в Gagosian Gallery в Нью-Йорке

Один критик среди них будет наверняка – это редактор отдела моды «Vogue Украина» Ольга Януль, которая также готовит работу для #instaart. Ольга уверена: «"Инстаграм" – это выдуманный мир, сплошной симулякр реальной жизни».

Януль неравнодушна к теме «Инстаграма». В феврале она участвовала в групповой выставке в галерее «Мистецька збірка», посвященной столетию «Черного квадрата» Малевича. Культовой картине она сделала свой оммаж – создала инсталляцию из пяти ситилайтов, на которых были черные квадраты из инстаграм-ленты. Последний год в соцсетях черный квадрат стал символом траура и мольбы. Во время Майдана – мольбы за Украину, летом – молитвы о погибших на малазийском «Боинге», спустя еще некоторое время – напоминанием об убитых в редакции журнала Charlie Hebdo. «Я долго следила за лентой, делала print screen бесконечных черных квадратов – и думала: что на самом деле означает эта глухая молитва? Тот, кто бесконечно постит эти квадраты, действительно сочувствует случившемуся? Или это просто пассивное нажатие кнопок? Мой ответ: это фейк. Это не настоящее сочувствие».

Редактор отдела моды
украинского Vogue
Ольга Януль и ее
проект Black Square
or #PrayFor
Редактор отдела моды украинского Vogue Ольга Януль и ее проект Black Square or #PrayFor

Для Ольги Януль «Инстаграм» – объект исследования. Сегодня она одна из немногих украинских художников, взявшихся за тему соцсетей. Катерина Филюк, директор Dymchuk Gallery, считает, что украинские художники мало интересуются соцсетями. «Художники поколения 2000-х критически настроены и, по всей видимости, не хотят использовать инструменты капитализма неолиберального общества», – говорит Филюк. Зато художники помладше, по мнению куратора, уже уловили пользу «Инстаграма» – и успешно монетизируют его, продвигая свои работы.

Один из них – молодой киевский художник Богдан Буренко. На работах Буренко изображены загадочные лица, распадающиеся на части. «"Инстаграм" – в первую очередь инструмент для продвижения, а потом уже все остальное. Все мои клиенты и галеристы нашли меня через эту соцсеть», – не скрывает Богдан. Под его постами – множество вопросов о цене картин и о том, где их можно купить. Летом у художника открывается первая персональная выставка в Сан-Франциско – «Инстаграм» помог.

Почти на каждом фото
в своем «Инстаграме»
Йоко Оно изображена
в шляпе и стоит спиной
к фотографу
Почти на каждом фото в своем «Инстаграме» Йоко Оно изображена в шляпе и стоит спиной к фотографу
Такаси Мураками
готовит новую вы-
ставку и делится
закулисными под-
робностями в сво-
ем «Инстаграме»
Такаси Мураками готовит новую вы- ставку и делится закулисными под- робностями в сво- ем «Инстаграме»

Богдан Буренко – в мейнстриме мирового искусства: «Инстаграм» используют его знаменитые коллеги по всему миру. Одной из первых его освоила Йоко Оно. Еще четыре года назад она запустила проект #smilesfilm, предложив пользователям со всего мира постить фото улыбающихся себя. Йоко Оно хочет собрать под специальным хэштегом в «Инстаграме» фотографии каждого человека на земле и создать из них фильм. Художница верит: этот проект способен изменить мир к лучшему. Любопытно, что проект Оно задумала в 1967 году, и только появление соцсети сделало его реализацию возможной.

А вот самый скандальный на сегодняшний день проект в «Инстаграме» придумал американский художник Ричард Принс, чья любимая тема – эпоха потребления. Принс любит симулировать реальность: он прославился еще в семидесятые, когда занимался перефотографированием популярной рекламы из журналов и газет и выдавал эти работы за свои. «Инстаграм» и вовсе развязал художнику руки. В течение нескольких лет он делал в своей ленте скриншоты понравившихся ему снимков – в основном на них были изображены откровенно сексапильные девушки вызывающего вида. Собрав коллекцию, Принс удивил публику: устроил в нью-йоркской Gagosian Gallery выставку New Portraits, распечатав на крупноформатных полотнах портреты из соцсети. Ничего не добавлял и не убавлял – просто укрупнил изображения десятков девушек со всего мира, которые и не догадывались, что стали объектами его изучения. Одним словом, троллинг мирового масштаба. В мае на ярмарке Frieze Art в Нью-Йорке одну из работ он продал за 100 тысяч долларов. Девушка, изображенная на фото, заявила, что подавать в суд на Принса не собирается – мол, какие авторские права в Интернете?

Фото из инстаграм-ленты художника
Ай Вэйвэя
Фото из инстаграм-ленты художника Ай Вэйвэя
Фото из инстаграм-ленты художника
Ай Вэйвэя
выставка · Instagram ·

Еще в разделе Культура

Популярное