До Vogue UA Conference 2023 залишилося
SOLD OUT

Все о выставке наива в Мыстецком Арсенале

13 апреля в Мыстецком Арсенале открывается выставка "Чистое искусство", которая покажет украинский наив во всей красе. Монтаж выставки увидела команда Vogue.ua.

"Мы готовились к этой выставке больше 20 лет", – говорит ее сокуратор Петр Гончар. – "Мы с Лидией Лихач (второй куратор, главный редактор издательства "Родовід" – прим.) собирали по городам и селам работы наивного искусства. Мне раньше казалось, это просто моя личная симпатия к наиву, но потом я понял, что весь мир внимательно следит за этим искусством. Художников-примитивистов всегда оценивали высоко – например, Пикассо и Анри Руссо были поклонниками наива".

Реклама
Петр Гончар

"Чистое искусство" – большой проект, который покажет не только украинское наивное искусство XX века – работы Марии Примаченко, Катерины Билокур, Анны Собачко-Шостак, Панаса Ярмоленко, но и современных художников, которые вступают в диалог с наивом – это Арсен Савадов, Александр Ройтбурд, Евгений Лещенко. Выставка родилась из страсти ее кураторов Петра Гончара, директора музея Гончара, и Лидии Лихач, к наивному искусству. Пока мы гуляем по Мыстецкому Арсеналу, где технически работники только-только монтируют выставку, Петр с юмором рассказывает, как влюбился в наив. Вместе со своим отцом, известным скульптором и художником Иваном Гончаром, он с юных лет ездил по Украине, собирая живопись и предметы декоративного искусства. "На наив внимания мы тогда не обращали – считали, что это китч. Потом я понял, что этот "китч" – самое честное, душевное и сердечное искусство". Петр Гончар говорит: те работы, что 15 лет назад он покупал по 60 гривен, сегодня стоит десятки тысяч долларов. "Рынок наива растет".

<b>наив 1</b>

Что такое наив? В искусствоведениии под этим термином принято понимать искусство художников-самоучек. Но у Гончара есть своя классификация. Все примитивное искусство он с присущим ему чувством юмора разделяет на три группы. Первая – это самодеятельное искусство: искусство теххудожников, которые не умеют рисовать, но очень хотят стать академическими художниками, всячески подстраивая свой стиль под живописный канон. Вторая группа – наив: наивный художник уверен в себе и считает, что рисует шедевры не хуже, чем классические художники. Есть, наконец, народное искусство, к которому вполне можно применить понятие "китч" – это искусство, продиктованное сельским базаром. "Художники рисовали на заказ то, что они них ожидали – лебедей, кошечек, цветы, – чтобы люди украшали этими картинами своими дома", – говорит куратор.

"Чистое искусство" имеет все шансы стать самой популярной выставкой года. Это терапевтическое искусство – жизнерадостное и полное любви. Наивных художников не волновали социальные темы, они писали то, что их окружало – портреты своих детей и родственников, любимых животных, случаи из сельской жизни – например, о том, как Тарас и Наталка сбежали из села от родственников, которые не разрешали им жениться. Панас Ярмоленко, художник из Переяслав-Хмельницкого, например, всю жизнь рисовал портреты своих односельчан – и в течение 1932-1945 годов создал целую галерею портретов селян Киевской области. "Теплое, от души, с любовью, – в трех словах характеризует наив Петр Гончар. – Рисовали то, что красиво. В наиве нет протеста".

Кроме протеста, в наиве нет еще и ограничений. Если профессиональный художник работает, держа в голове определенный художественный канон, то художник-примитивист, по мнению Петра Гончара, каждый день делает "формальные открытия" – просто не зная, что так нельзя. "Эти художники доходили до наглости, нарушая принципы перспективы, золотого сечения – а получилось гениально", – говорит Гончар.

<b>наив 2</b>

Важная часть выставки – диалог между наивом и современным украинским искусством. По словам Петра Гончара, есть художники, которые "в буквальном смысле цитируют наив". Например, Арсен Савадов признается, что готов "молиться" на работы Марии Примаченко и посвящает целые серии знаменитой художнице. А Александр Ройтбурд, например, несколько лет назад у своего друга увидел работу "Джоконда" одесского художника-самоучки Георгия Малявина – и поразился стилистике этого шедевра. После скупил несколько работ Малявина на одесском блошинном Староконном рынке – и обнаружил связь между своими сериями и его работами. Картины обоих художников можно будет увидеть и сравнить на выставке в Мыстецком Арсенале.

Фото: Алина Красиева

Не слідуй за модою — відчувай її

Підписатися

Ще в розділі

Популярне на VOGUE

Продовжуючи перегляд сайту, ви погоджуєтесь з тим, що ознайомилися з оновленою політикою конфіденційності, та погоджуєтесь на використання файлів cookie.