VOGUE UA CONFERENCE
search Created with Sketch.

Все о выставке наива в Мыстецком Арсенале

13 апреля 2017

13 апреля в Мыстецком Арсенале открывается выставка "Чистое искусство", которая покажет украинский наив во всей красе. Монтаж выставки увидела команда Vogue.ua.

"Мы готовились к этой выставке больше 20 лет", - говорит ее сокуратор Петр Гончар. -  "Мы с Лидией Лихач (второй куратор, главный редактор издательства "Родовід" - прим.) собирали по городам и селам работы наивного искусства. Мне раньше казалось, это просто моя личная симпатия к наиву, но потом я понял, что весь мир внимательно следит за этим искусством. Художников-примитивистов всегда оценивали высоко - например, Пикассо и Анри Руссо были поклонниками наива".

Петр Гончар

"Чистое искусство" - большой проект, который покажет не только украинское наивное искусство XX века - работы Марии Примаченко, Катерины Билокур, Анны Собачко-Шостак, Панаса Ярмоленко, но и современных художников, которые вступают в диалог с наивом - это Арсен Савадов, Александр Ройтбурд, Евгений Лещенко. Выставка родилась из страсти ее кураторов Петра Гончара, директора музея Гончара, и Лидии Лихач, к наивному искусству. Пока мы гуляем по Мыстецкому Арсеналу, где технически работники только-только монтируют выставку, Петр с юмором рассказывает, как влюбился в наив. Вместе со своим отцом, известным скульптором и художником Иваном Гончаром, он с юных лет ездил по Украине, собирая живопись и предметы декоративного искусства. "На наив внимания мы тогда не обращали - считали, что это китч. Потом я понял, что этот "китч" - самое честное, душевное и сердечное искусство". Петр Гончар говорит: те работы, что 15 лет назад он покупал по 60 гривен, сегодня стоит десятки тысяч долларов. "Рынок наива растет".

Что такое наив? В искусствоведениии под этим термином принято понимать искусство художников-самоучек. Но у Гончара есть своя классификация. Все примитивное искусство он с присущим ему чувством юмора разделяет на три группы. Первая - это самодеятельное искусство: искусство тех художников, которые не умеют рисовать, но очень хотят стать академическими художниками, всячески подстраивая свой стиль под живописный канон. Вторая группа - наив: наивный художник уверен в себе и считает, что рисует шедевры не хуже, чем классические художники. Есть, наконец, народное искусство, к которому вполне можно применить понятие "китч" - это искусство, продиктованное сельским базаром. "Художники рисовали на заказ то, что они них ожидали - лебедей, кошечек, цветы, - чтобы люди украшали этими картинами своими дома", - говорит куратор.

 

"Чистое искусство" имеет все шансы стать самой популярной выставкой года. Это терапевтическое искусство - жизнерадостное и полное любви. Наивных художников не волновали социальные темы, они писали то, что их окружало - портреты своих детей и родственников, любимых животных, случаи из сельской жизни - например, о том, как Тарас и Наталка сбежали из села от родственников, которые не разрешали им жениться. Панас Ярмоленко, художник из Переяслав-Хмельницкого, например, всю жизнь рисовал портреты своих односельчан - и в течение 1932-1945 годов создал целую галерею портретов селян Киевской области.  "Теплое, от души, с любовью, - в трех словах характеризует наив Петр Гончар. - Рисовали то, что красиво. В наиве нет протеста".

Кроме протеста, в  наиве нет еще и ограничений. Если профессиональный художник работает, держа в голове определенный художественный канон, то художник-примитивист, по мнению Петра Гончара, каждый день делает "формальные открытия" - просто не зная, что так нельзя. "Эти художники доходили до наглости, нарушая принципы перспективы, золотого сечения  - а получилось гениально", - говорит Гончар. 

Важная часть выставки - диалог между наивом и современным украинским искусством. По словам Петра Гончара, есть художники, которые "в буквальном смысле цитируют наив". Например, Арсен Савадов признается, что готов "молиться" на работы Марии Примаченко и посвящает целые серии знаменитой художнице. А Александр Ройтбурд, например, несколько лет назад у своего друга увидел работу "Джоконда" одесского художника-самоучки Георгия Малявина  - и поразился стилистике этого шедевра. После скупил несколько работ Малявина на одесском блошинном Староконном рынке - и обнаружил связь между своими сериями и его работами. Картины обоих художников можно будет увидеть и сравнить на выставке в Мыстецком Арсенале.

Фото: Алина Красиева

выставка · украинские художники ·

Еще в разделе Арт

Популярное