VOGUE UA CONFERENCE
search Created with Sketch.

Что нужно знать о фотографе Нан Голдин

07 августа 2017

На Vogue.ua продолжается месяц искусства. На этот раз рассказываем главное, что нужно знать о культовом фотографе Нан Голдин, которая сняла обложку арт-номера Vogue UA.

Текст: Станислава Джонсон-Чижикова

Арт-номер Vogue UA, август 2017, фото - Нан Голдин
«Баллада о сексуальной зависимости»

Нан Голдин – ключевой персонаж и фотограф нью-йоркской арт-сцены последние сорок лет. После переезда из Бостона в Нью-Йорк в 1978 году всего за несколько лет она сделала сотни художественно-документальных фотографий своего окружения, которые составили наиболее известную серию ее работ под названием «Баллада о сексуальной зависимости».

Персонажи Голдин – мимолетные it-girls, трансвеститы, проститутки, драг-квинс, художники, писатели, танцоры – запечатлены в клубах сигаретного дыма, в неге марихуаны, на кроватях, в изрисованных граффити туалетах ночных клубов и на улицах Даунтауна. Все они, так же как и Голдин, пришвартовались в Нью-Йорке в 1970-х в поисках свободы и самовыражения, но в большинстве своем стали жертвами наркотической зависимости, эпидемии ВИЧ и краха мечты. «Баллада», которая в 1985 году была включена в программу Биеннале Музея Уитни и показана на Берлинском и Эдинбургском кинофестивалях, существует на грани документального фильма, интимного дневника и фантазии – и демонстрирует яркие и драматичные годы Нью-Йорка. «Баллада» состоит из 700 фотографий. Эта работа сделала Голдин знаменитой и поставила в один ряд с Синди Шерман, Дианой Арбус и Ларри Кларком, который также документировал жизнь антиистеблишмента и прославился фильмом «Детки», посвященным бурной жизни тинейджеров в нью-йоркском Даунтауне.

Роль женщины в творчестве Голдин

Голдин, зная Нью-Йорк 80-х изнутри (в те годы она снимала на Bowery Street квартиру, в которой всегда были зашторены окна, чтобы вечеринки длились сутками напролет), сумела эмоционально и максимально правдиво отразить роль женщин и меньшинств, быстро меняющуюся на волне феминизма, эмансипации и движения за гражданские права. Фотограф зачастую ставила себя в центр кадра, наряду с другими женщинами – независимыми, сильными и одновременно уязвимыми, – показывая разносторонность личности и отрицая шаблонный портрет покладистой, идеальной женщины-матери или домохозяйки.

Один из центральных кадров в серии "Баллада о сексуальной зависимости" - «Нан через месяц после побоев». На фото изображена женщина с синяками на лице - это Нан после побоев ее любимого человека. Она спокойно смотрит в кадр. В одном кадре - все любимые темы художницы: боль, зависимость, сексуальность.

Нан Голдин
Весенне-летняя коллекция Christian Dior 2017 в объективе Нан Голдин
Весенне-летняя коллекция Christian Dior 2017 в объективе Нан Голдин
Весенне-летняя коллекция Christian Dior 2017 в объективе Нан Голдин

Нан Голдин и Хлоя Севиньи

На съемке для украинского Vogue перед объективом Голдин – it-girl нашего времени: актриса Хлоя Севиньи, которая, как и Нан, только на 14 лет позже, переехала в Нью-Йорк в поисках самовыражения. Обе направили свой опыт «взросления» в творчество. В 1995 году Севиньи дебютировала в том самом фильме «Детки» фотографа Ларри Кларка, потом снялась в клипе Sugar Kane группы Sonic Youth, а теперь не сходит с обложек независимого глянца.

В последние годы Голдин и Севиньи параллельно сделали прыжок (хотя и неохотно) из андерграунда, став звездами современного искусства, моды и кино. Севиньи снялась в десятках независимых фильмов, создала линию винтажной одежды и в этом году представила свой второй режиссерский проект – Carmen. Его премьера состоялась на Нью-Йоркской неделе моды, как часть программы Women’s Tales, организованной брендом Miu Miu. Что касается Голдин, то ее работы – даже после невероятно успешной ретроспективы в МоМА в начале этого года – не встретить на обложках. Несмотря ни на что, обе смогли сохранить свою избирательность и независимость. Критиковать Севиньи и Голдин за их выбор сложно: в конце концов, они одни из редких персонажей, выросших на эстетике андерграунда, которые никогда не изменяли своему стилю, ценностям и аутентичности – и стали авторитетами в альтернативной моде и культуре. 

Сегодня дуэт Голдин и Севиньи особенно интересен. В контексте сумбурного и консервативного политического климата США и всего мира, где вопрос свободы слова, альтернативного самовыражения, прав женщин и меньшинств по-прежнему остается открытым, коллаборация Голдин и Севиньи служит напоминанием о том, сколько уже было сделано и какой длинный путь к равенству и толерантности еще предстоит пройти.

Хлое Севиньи в объективе Нан Голдин, Vogue UA, август 2017
Хлое Севиньи в объективе Нан Голдин, Vogue UA, август 2017
Хлое Севиньи в объективе Нан Голдин, Vogue UA, август 2017

Нан Голдин в наши дни

Что происходит с Нан Голдин сейчас? Она живет в Нью-Йорке и ведет довольно закрытый образ жизни. При этом очень активна профессионально: год назад в MoMa прошла большая выставка, посвященная ее "Балладе о сексуальной зависимости", а в небольшой галерее на Манхэттене Голдин показала наивные, почти детские иллюстрации и рисунки из серии Blood on My Hands. Пару лет назад, после почти 11 лет молчания, она выпустила новую книгу фото - "Eden and After", которую посвятила детям.

Читайте также:

Экслюзив: интервью с Нан Голдин

искусство ·

Еще в разделе Арт

Популярное