search Created with Sketch.

Как парфюмерные колони оказались на пике популярности

15 июня 2016

Чистые, свежие, прохладные, уместные в любой ситуации, – колони, парфюмерный эквивалент белой сорочки, опять на пике популярности. Их путь к славе проследила Алена Пономаренко.

Фото: Martin Rusch/Folio ID

Смешать с сахаром, принять внутрь для ясности сознания и бодрости духа. Таков был самый распространенный способ употребления колоней в XVIII веке, – рассказывает знаменитый парфюмер Жан-Клод Эллена, 11 лет прослуживший главным «носом» Hermès. – Тогда одеколоны продавали в аптеках. Наполеон I справедливо решил, что потребителей неплохо бы защищать, – и издал указ, по которому фармацевты должны были писать на этикетке формулу средства. Но те быстро поняли, что с такими исходными бизнес обречен, – и снабдили одеколоны пометкой: «Для наружного применения». Начиналась эра ароматов.

По классической парфюмерной классификации в колонях (одеколонах, или eau de cologne – EDC) концентрация ароматных веществ самая низкая: ниже, чем в духах (до 30 %), туалетной (12 %) и парфюмированной воде (15-18 %), – всего 4-5 %. Но от этого правила есть множество отступлений. Так, американские и британские колони – это скорее туалетная вода, хотя на флаконах по традиции значится: eau de cologne. В то же время у множества французских марок освежающие композиции с обилием цитрусовых, зеленых, лавандовых и прочих прохладных нот скрываются в упаковках с маркировкой EDP.

Парфюмерный критик Елена Богомазова говорит, что мода на колони пережила пик в 30-е годы XIX века. «Появилось выражение «кожа должна дышать», которое врачи той эпохи сделали своим лозунгом. Это был триумф колоней, ставших одой опрятной элегантности, – рассказывает она. – Их летучие цитрусовые ноты создавали ощущение свежего прохладного ветерка». Новый виток популярности пришелся на конец 1990-х, когда Guerlain запустил Aqua Allegoria в роскошных флаконах с пчелами, напоминавших об Eau de cologne Imperiale 1830 года.

Несмотря на все очевидные признаки колоней (бурный цитрусовый старт, освежающие и зеленые ноты, летучесть и бодрящий характер), ароматы классифицировались как туалетная вода, чтобы не сбивать с толку тех, кто привык: «одеколон» – это из области утилитарного и гигиенического.

Женские колони

La Colonia, oLIVER & co с нотами бергамота, моря, водяного кресса, ландыша, кедра и зеленого перца
Néroli Les Colognes, AnnIck GouTAL с нотами нероли, апельсинового цвета и петитгрейна
Carrousel, PAUL EMILIEN с нотами цитрусовых, эвкалипта, фиалки и розы, перца, ванили и амбры
Whip, LE GALION c нотами цитрусов, эстрагона, лаванды и кардамона, жасмина, фиалки, ириса и гальбанума
Chance Eau Vive, Chanel, с нотами красного апельсина, грейпфрута, цитрусовых, жасмина, ветивера и белого мускуса
Pera Granita Aqua Allegoria, GUERLAIN с нотами цитрусовых, груш, апельсинового цвета, мха и белого мускуса
L’Eau de Paille, SERGE LuTEnS с нотами сена, ветивера и ладана
Live Irresistible Eau de Toilette, GIVEncHY с нотами малины, ананаса, перца, мускуса и дерева
Sel Marin, JAMES HEELEY с нотами цитрусовых, морской воды, соли, водорослей, мха и белого кедра

В 2009-м всплеск интереса к колоням спровоцировала парфувлеченная супружеская пара – Сильви Гантер и Кристоф Сервасель, основавшие собственный дом нишевой парфюмерии Atelier Сologne. Сегодня магазины и корнеры марки разбросаны по всей Европе (включая Украину), а словосочетание Сolognes Absolues, означающее, что брызжущие цитрусовые ноты смешаны с самыми яркими, драгоценными ингредиентами, перестало резать слух.

Сегодня колони выпускают даже в виде парфюмерной воды. Смысл в том, чтобы надолго «усадить» на кожу цитрусовые, зеленые и лавандовые ноты. Раньше это было практически невозможно: цитрусовые, например, – слишком летучи. Зато с современными технологиями возможно все: главный парфюмер Сhanel Оливье Польж придумал Eau Vive, в котором грейпфрутовая нота стихает только вместе с самим ароматом.

Мужские колони

Allure Homme Sport Cologne, CHANEL с нотами цитрусоввых, альдегидов, перца и еловой смолы
Mr. Burberry, BURBERRY с нотами грейпфрута, кардамона, тархуна, березовых листов, белого кедра и ветивера
Allure Homme Sport Cologne, Chanel, с нотами цитрусовых, альдегидов, перца и еловой смолы
Dior Homme Cologne, DIOR с нотами калабрийского бергамота, цветами грейпфрута и мускусом

Жан-Клод Эллена считает, что всплеск интереса к колоням произошел благодаря новому социальному феномену: люди стремятся проявить свою индивидуальность как можно ярче, в том числе и с помощью аромата
(это, кстати, одна из причин, по которой стала безумно популярной «ниша», говорит он). «Такие люди никогда не купят что-то имиджевое вроде Terre d’Hermès или La Vie Est Belle. Зато если любимая марка дает им возможность выбора, как в случае с «садами» (Jardins) или колонями Hermès, – получается настоящая история любви», – говорит парфюмер. Его поддерживает преемница – Кристин Нажель. И добавляет, что колонь – простой и действенный способ привнести в свои будни легкость, счастье и радость.

Франсуаза Донш, ольфактолог Givenchy, тоже считает, что колони – это о счастье. «Нежный, прозрачный, сияющий, создающий хорошее настроение, пробуждающий чувство чистоты и лоска, колонь – как вода: освежает, возрождает и пробуждает. Он не бывает избыточным – в противовес сильным, глубоким запахам. А это значит, что его можно носить при любой оказии и при этом оставаться элегантной. Колони – это то, что можно отнести к категории истинных ценностей», – заключает француженка Донш. 

Колони – очевидный выбор эгоистов: они держатся так близко к коже, что не позволяют окружающим насладиться волнами аромата, – а значит, создают ауру исключительно для своего хозяина. И в этом, конечно, кроется определенный чувственный подтекст: чтобы ощутить аромат, нужно сблизиться с его обладателем – во всех смыслах.

Колони – выбор эгоистов: они держатся так близко к коже, что не позволяют окружающим насладиться волнами аромата, – а значит, создают ауру исключительно для своего хозяина. И в этом кроется определенный чувственный подтекст: чтобы ощутить аромат, нужно сблизиться с его обладателем – во всех смыслах

Вместе с тем колони практичны: их можно носить даже в спортзал без риска нарушить чужое ольфакторное пространство. Кроме того, они никогда не будут звучать навязчиво, удушливо или громко. Это свойство вкупе с правильной дозировкой делает их идеальным выбором для деловых встреч. «Всего два-три «пшика», – говорит Франсуаза Донш, – и возникает аура счастья, которая к тому же не вступает в конфликт с окружающей обстановкой». Если хочется вовлечь в свой вихрь энергии и свежести людей вокруг, достаточно увеличить дозу – распылить аромат на подкладку одежды, запястья, волосы, лопатки и ключицы.

Донш считает, что нынешнюю моду на колони можно объяснить еще кое-чем. «Это глобальное потепление, – говорит она. – Чем теплее вокруг, тем больше хочется «надеть» колонь. Для обоняния он все равно что хороший дождь – освежающий и несущий прохладу. Он очищает разум и возрождает».

 

Читайте также:

Книга о классификации ароматов и процессе их создания: Жан-Клод Эллена Perfume: The Alchemy of Scent

Новые ароматы Hermès: репортаж из Париж

парфюм · ароматы · духи ·

Еще в разделе Парфюм

Популярное